Как избежать штрафов по 44 фз

Административные штрафы по 44-ФЗ: можно снизить или оспорить

Как избежать штрафов по 44 фз

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие предусмотрены административные штрафы по 44-ФЗ для заказчиков
  • Предусмотрены ли административные штрафы по 44-ФЗ для поставщиков
  • Можно ли снизить или оспорить административные штрафы по 44-ФЗ

Административные штрафы по 44-ФЗ предусмотрены как по отношению к заказчикам, так и по отношению к поставщикам. Все случаи регламентированы положениями закона, которые часто претерпевают изменения. Поэтому важно отслеживать такие моменты.

В то же время штрафы можно снизить или оспорить. Для этого должны быть определенные основания. Подробнее о штрафах и основаниях их снижения или отмены читайте в нашем материале.

Какие предусмотрены административные штрафы по 44-ФЗ для заказчиков

Правила проведения госзакупок строго регламентированы в законе 44-ФЗ. Нарушающие их заказчики несут ответственность: от дисциплинарного взыскания до уголовного наказания (ст. 107 44-ФЗ). Наиболее распространены штрафные санкции. Недобросовестных организаторов тендеров обязуют выплатить административный штраф в фиксированном размере. В случае просрочки ежедневно начисляется пеня.

Какие санкции могут применяться по отношению к госзаказчикам, прописано в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Как правило, нарушителям назначают штраф и лишь иногда могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

При этом ответственность обычно ложится на должностное лицо компании-закупщика, к примеру контрактного управляющего или членов закупочной комиссии.

Санкции могут быть применены к работнику даже в течение 1 года после того, как он уволился – пока не истек срок давности нарушения.

Государственные организации обычно не штрафуют, а просто удерживают денежные средства в пользу бюджета. Однако в случае серьезных правонарушений ответственность несет не только должностное лицо, но и сама компания.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, максимальный размер штрафа для работников составляет 50 000 руб., а для юридических лиц – 100–300 тыс. руб.

Стоит отметить, что при нарушении правил проведения госзакупок возможно применение санкций и к подрядным организациям. Штрафы для исполнителей контрактов имеют размер, сопоставимый с размером штрафа для заказчика. Однако они не прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а зависят от стоимости заказа и рассчитываются по правилам из Постановления Правительства № 1042.

Таблицу административных штрафов по 44-ФЗ с последними изменениями можно скачать по ссылке.

Поставщики должны выполнить все обязательства, взятые на себя по госконтракту. Никаких отклонений от условий договора не допускается, все они расцениваются как нарушения. Размер штрафа рассчитывается как определенная часть от стоимости заказа, но может назначаться и фиксированная сумма.

Раньше сфера госзакупок была незащищенной. Последние поправки в законодательство изменили ситуацию. В настоящее время к ответственности могут привлекать:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированные фирмы;
  • лиц, являющихся членами комиссии по реализации госзакупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

При выявлении нескольких нарушений штрафы назначаются за каждое из них и суммируются. Если условия контракта не соблюдаются, его можно расторгнуть.

Самые крупные штрафы назначают победителям аукционов, отказавшимся подписывать договор, если при этом объектом закупки являются товары для обороны, у которых нет аналогов, либо если поставить их в требуемом количестве может только эта организация.

В таких случаях ответственность несут и должностные, и юридические лица. Размер штрафа для организаций может составлять до 1 млн руб.

Обязанность исполнителя – поставить товары в точности с теми характеристиками, которые были указаны в описании закупки. К примеру, запрещается передача изделий, выпущенных не в тот год, который обозначен в контракте. Штраф может быть в пределах от 5 до 15 % от стоимости невыполненных обязательств, что зависит от тяжести нарушения.

Можно ли снизить или оспорить административные штрафы по 44-ФЗ

Должностное лицо имеет право ходатайствовать о снижении административного штрафа по 44-ФЗ размером 50 000 руб. и более. Максимально могут снизить его до 50 % от нижнего порогового значения. К примеру, самое маленькое денежное взыскание для сотрудников – 50 ;000 руб. Соответственно, ниже 25 000 руб. его не урежут (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Юридическое лицо имеет право ходатайствовать о снижении штрафа размером 100 000 руб. и более.

Аналогично ситуации с должностными лицами, возможно урезание такого штрафа максимум до 50 % от нижнего порогового значения. К примеру, минимальное денежное взыскание для организации – 200 000 руб.

Тогда его могут снизить не более чем до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Это установлено в ч. 2.2 и 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: при оспаривании наказания и ходатайстве о снижении штрафа необходимо ссылаться на положения ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из Постановления от 25 февраля 2014 г. № 4-П.

В Постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что правомерно снижение судьей штрафа, имеющего минимальный размер 100 000 руб., не более чем вполовину.

Для оспаривания административной ответственности заказчиком или его должностным лицом в административном или судебном порядке имеется 9 оснований. Оспорить наказание можно в течение 10 дней после получения постановления.

Вот эти основания:

1. Нет события правонарушения

Заказчик не понесет ответственность, если суд не выявит состава правонарушения. При этом не будет иметь значения, какие доказательства представил административный орган.

Приведем пример такого основания.

Замдиректора по производству заключил госконтракты, не согласовав с уполномоченным органом – Министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление Министерства оштрафовало сотрудника на 30 000 руб. на основании ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Замдиректора направил в районный суд ходатайство об отмене постановления Министерства финансов.

Верховный суд РФ принял решение отменить постановление, так как не обнаружил события правонарушения.

Судья пояснил, что постановление Министерства финансов было вынесено после того, как согласование госзакупок с уполномоченными органами стало не обязательным. Правительство РФ внесло изменения в п. 25 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

2. Малозначительность

Возможно освобождение заказчика или его должностного лица от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г, № 10, эти обстоятельства могут лишь повлиять на наказание.

3. Нарушение не доказали

Обязанностью административного органа является предоставить доказательства факта нарушения правил госзакупок заказчиком или его должностным лицом.

Доказать вину закупщика можно только при наличии фактов, являющихся основанием для установления обстоятельств дела.

При отсутствии у административного органа доказательств возможна отмена постановления, и тогда ответственность виновного не наступит (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

4. Вину не доказали 

У административного органа должны иметься доказательства вины должностного лица и факта нарушения им требований закона. Признание вины возможно в случае, если лицо могло соблюсти установленные для госзакупок правила и нормы, но этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

5. Лицо, которое привлекли к ответственности, не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, нарушившее требования закона. Если нет виновного, нет и нарушения. Соответственно, если обвиняемое лицо не является субъектом правонарушения и у него есть доказательства этого, то оно не понесет ответственность.

6. Истек срок давности  

Срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства и требований закона 44-ФЗ составляет 1 год. Если административное производство не было начато своевременно, то назначение штрафа нарушителю неправомерно. Однако нужно четко понимать, с какой даты начинается отсчет срока.

Узнать, с какой даты нужно отсчитывать срок исковой давности, можно из таблицы.

Вид правонарушенияПорядок отсчета срока исковой давности
Все случаи, кроме перечисленных нижеСо дня, следующего за днем совершения административного правонарушения или днем его обнаружения.
Нарушение в форме бездействияСо дня, следующего за последней датой исполнения обязательств
Длящееся административное правонарушениеС даты, когда правонарушение было обнаружено
Правонарушение, заключающееся в невыполнении предусмотренной обязанности к установленной датеС даты, когда обязанность должна была быть выполнена

Длящееся административное правонарушение идентифицируют, когда нарушитель продолжительный период времени не выполняет или выполняет ненадлежащим образом установленные на законодательном уровне обязанности.

При этом длящееся административное правонарушение считается обнаруженным в день, когда должностное лицо, имеющее полномочия на составление протокола об административном правонарушении, выявляет факт его совершения.

Приостановка течения срока исковой давности возможна, только если будет удовлетворено ходатайство о рассмотрении административного дела по месту жительства ответчика. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, перерыв срока исковой давности не допускается.

Эти разъяснения приводятся в практикообразующем документе – в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

7. Протокол о правонарушении составили не по правилам

Суд не вынесет наказание, если будет выявлен факт неверного составления протокола о правонарушении административным органом.

Протокол с объяснениями и информацией – это главный доказательственный материал по делам об административных правонарушениях. И в случае если он составлен с нарушениями, его за доказательство не считают (ч.

2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда составит протокол по делу об административном правонарушении, рассмотрит дело

Обязанность административного органа – уведомить нарушителя о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Если виновный не получил извещения, то возможна отмена постановления судом. Обвиняемый должен присутствовать при рассмотрении дела о правонарушении (ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение

Вынесение наказания дважды за одно и то же правонарушение невозможно. Поэтому суд не будет наказывать повторно лицо, к которому уже были применены санкции (ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обжалование заказчиком дел, рассматриваемых Федеральным казначейством, органами исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, возможно в суде общей юрисдикции.

А чтобы обжаловать дела, которые ведут мировой и районный судьи, необходимо обращаться в вышестоящий суд. Порядок обжалования заказчиками обвинений установлен в главе 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/administrativnye-shtrafy/

Как не платить штраф в госзакупках

Как избежать штрафов по 44 фз

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Расчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытков Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Также поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.

  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/goszakupki-penalty/

Как закупщику избежать штрафа (5 относительно честных способов)

Как избежать штрафов по 44 фз

Итак, случилось то, чего должен опасаться любой сотрудник контрактной службы – из контролирующего органа вам пришло приглашение на составление протокола о совершении вами административного правонарушения по части нарушения законодательства о закупках (преимущественно эта статья будет основана на рассмотрении нарушений положений 44-ФЗ).

Рассмотрим некоторые тактики действий, которые в некоторых случаях помогут вам избежать дополнительных нагрузок на личный бюджет.

0. «Проще предупредить, чем потушить»

Если эти вопросы возникли еще при проведении проверки, лучше воспользоваться нижеприведенными советами именно на этом этапе.

Дело в том, что значительная часть проверяющих предпочитает работать по направлениям, где можно не просто вынести нарушение, а и составить протокол по нему, желательно в рамках полномочий проверяющей организации (подробнее – в следующем разделе).

Выводы проверки, на основании которых будет составлен протокол, оспариваемый в судебном порядке – пустая трата времени проверяющего.

Поэтому чем аргументированнее вы примените одну из нижеприведенных тактик, тем больше шансов, что исследуемый эпизод вашей закупочной деятельности не дойдет не только до протокола, но даже до отражения в акте проверки.

К сожалению, данная тактика сильно теряет в эффективности при проведении камеральных проверок, а также при проведении проверок специалистами, имеющими только общее представление о закупочном законодательстве. Увы, не редкость.

1. «Кто вы такие? Я вас не знаю»

Тактика, применение которой возможно в довольно редких случаях, пожалуй, исключительно на субъектовом и местном уровне. Плюс – требует действительно мало усилий при применении.

Итак, ищем в приглашении:

  • организацию, планирующую составить протокол
  • статью КоАП, по которой будет планируется составление протокола

После чего открываем статью 23 КоАП, ищем там эту организацию, и внимательно проверяем ее полномочия на составление протокола по данной статье.

Нет таких полномочий (например, если наша любимая ФАС внезапно пригласит на составление протокола о превышении скорости) – игнорируем, есть – переходим к одной из следующих тактик.

2. «Какое еще нарушение?»

Нередки случаи, когда в наличии признаки нарушения, но фактически нарушение отсутствует. Это случается, когда контрольный орган не имеет полной картины ситуации (в силу объективного отсутствия информации, например, при проведении камеральных проверок, или при формальном подходе проверяющего к работе).

Пример 1.  Истек срок действия контракта, а сведения об исполнении и отчет об исполнении контракта по истечении установленных сроков не размещены. По факту же заказчик нарушил свои обязательства по оплате, и не имел повода закрывать контракт или отчитываться о его исполнении. Тоже нарушение, но совсем другое.

Пример 2.  В ходе проверки установлено, что изменения по строке плана-графика были внесены менее чем за 10 дней до размещения соответствующего извещения. В то же время при сверке версий планов-графиков до этого изменения и непосредственно после него, расхождений по данной строке не обнаружено. Просто случайно было выполнено пересохранение этой строки без внесения изменений.

Итак, тактика на этот случай.

2.1. Не забываете о том, что вы имеете право дать объяснения в ходе составления протокола, которые должны быть там отражены (ст. 28 КоАП). Даже если по этому вопросу вы уже давали объяснение (например, в ходе проведения проверки, по результатам которой составляется протокол), ваше право дать объяснения для включения в протокол остается в силе.

Даже если данные нового объяснения будут сильно разниться с данными старого – это повод для дополнительных вопросов к вам, но не повод для отказа в отражении нового объяснения в протоколе.

Объяснение при проверке и объяснение при составлении протокола – разные документы. Чтоб ничего не забыть, приходите на составление протокола с уже готовым объяснением.

(данные действия рекомендуются и при применении всех далее описываемых тактик)

2.2. Излагайте, почему на ваш взгляд установленный признак нарушения не является свидетельством нарушения по статье составления протокола.

Все документы, которые могут это подтвердить, прикладывайте к объяснению, и отражайте это по тексту объяснения, а также в виде перечисления приложений.

Если ваше объяснение вскрывает ваше же нарушение по другой статье – смотрите сами, стоит ли выигранное время (да-да, я про истечение сроков) возможности увеличения штрафа, если таковое возможно.

2.3. Помните – отсутствие события административного правонарушения – приоритетный способ не начинать дело или закрыть уже начатое (ст. 24.5 КоАП).

В заключительной части статьи рассмотрим вопросы ухода от штрафа «переводом стрелок» и ссылкой на малозначительность.

3. «Мопед не мой, я только…»

Как показывает практика, данная тактика наиболее психологически трудна для использования лицами, в отношении которых составляется протокол. Хотя бы по причине того, что при ее применении под удар может попасть руководитель.

Уже анекдотом стала ситуация, когда системному администратору вменяют в обязанность ремонт офисной мебели потому что «это же КОМПЬЮТЕРНЫЙ стол». Со специалистами по закупкам порой происходит нечто подобное.

Отмечу сразу, что при проверках ФК и Счетной палаты шанс воспользоваться данной тактикой невелик – их ревизоры довольно дотошно устанавливают личность непосредственно виновного, ФАС же несколько менее аккуратны в этом вопросе. По проверяющим местного и субъектового значения информация противоречивая, но в целом впечатление, что там к этому вопросу подходят совсем поверхностно.

3.1. Открываем свои должностные инструкции и обязанности, и читаем – насколько вы ответственны за совершенное нарушение.

Даже при наличии фразы «выполнять распоряжения начальника или лиц его заменяющих», ваша вина еще не доказана, пока не будет установлено, что вы данное распоряжение получили (вопрос о принципиальной законности такого распоряжения и последующего его исполнения тут не рассматривается). Не входит в ваши должностные обязанности? Готовим объяснение по п.2.1 этой статьи.

3.2. Выяснили – да, входит. Следующий этап – наличие вины. Начинаем доказывать, что исполнить свои обязанности вы не могли по объективным причинам, с приложением документов, подтверждающих это. А вот насколько они будут убедительны – зависит от вас. Готовьтесь к разным сценариям и вопросам.

Болели и пропустили сроки? – Сочувствуем. Были в отпуске? – Поздравляем. А почему вашей ЭЦП подписано?

Бухгалтерия документы об оплате не передала? А она была должна? А на основании чего?

Это кто такое ТЗ составил? Начальник транспортного цеха? А проверял его на соответствие нормам 44-ФЗ тоже он? А почему не вы?

Почему эту заявку не допустили? Все не допустили и вы не допустили? До всех еще дойдем, но пока вопрос к вам.

Будут ответы – хорошо (для вас). Рекомендация – в объяснениях (хотя бы в письменных) не делайте выводов о чужих обязанностях, только о своих. Не «бухгалтерия была должна…», а «в мои обязанности не входило…», например. Пусть сами разбираются, кто и что должен был сделать. А не найдут – возвращаются к первому абзацу данного раздела и вешают все на руководителя.

4. «Нарушил, и чо?», или значительность малозначительности

Ну и теперь, если линии нашей обороны от штрафов порушены, переходим к последнему бастиону – малозначительности, предусмотренной ст. 2.9. КоАП.

Неоднократно сталкивался с тем, что многие сотрудники контрактных служб считают, что нарушение, незначительное в денежном выражении, относится к малозначительным. Да, такое развитие событий нельзя исключать, но все же величина нарушения в денежном эквиваленте – не показатель считать нарушение малозначительным.

Сам КоАП не дает нам определения, что есть малозначительность, для этого приходится обратиться к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5:

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

То есть – если отсутствие такого нарушения ничего бы не изменило по существу, значит, оно малозначительно. Если ваше нарушение можно отнести к таковым – это еще один ваш шанс уйти из-под штрафа.

Обращаю внимание, что несмотря на то, что вышеприведенное определение сделано органом судебной власти, есть смысл использовать его положения и на досудебных этапах дела (проверка, составление протокола) – помним о возможности отмены протокола через суд и затратах времени проверяющего и составляющего протокол лиц.

Пример 1. Провели запрос котировок. Цена со 100 т.р. упала до 70 т.р.. В ходе проверки выяснили, обоснованная НМЦ(К) составляла 90 т.р. Тем не менее, шансы на признание нарушения малозначительным тут высоки, т.к. влияние роли завышенного НМЦ(К) на условия заключаемого контракта тут не доказано.

Пример 1а. Та же ситуация, но проводится электронный аукцион. А вот тут уже на признание нарушения малозначительным шансов меньше. Почему? Да потому что к победителю аукциона придется применять антидемпинговые меры, чего не было бы при установлении НМЦ(К) в соответствии с расчетной.

Пример 2. По результатам рассмотрения 2-й части заявок при проведении электронного аукциона неправомерно отклонена заявка участника, сделавшего предложение лучше, после победителя. Победитель заключил контракт. Вполне возможно признание нарушения малозначительным.

Пример 2а. То же, но победитель уклонился. Да, теперь вы фактически, а не формально нарушили права участника с предложение № 2.

15.08.2018

Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/603-kak-zakupshchiku-izbezhat-shtrafa-5-otnositelno-chestnykh-sposobov

Как Заказчик может оградить себя от штрафных санкций за просрочку оплаты по контракту

Как избежать штрафов по 44 фз

Почему при нарушении сроков оплаты ответственность ложится на контрактную службу? Как подстраховать себя и избежать данной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в данной статье

В соответствии с КоАП РФ (ст. 7.32.5), должностными лицами, на которых будут налагать штраф за просроченную оплату по контракту, признаны специалисты контрактной службы и контрактные управляющие. Как происходит наложение штрафа и могут ли указанные лица избежать ответственности?

Главное

С 6 августа текущего года на должностных лиц, нарушивших сроки и порядок оплаты по государственным контрактам, ФАС будет налагать штраф в сумме 30–50 тысяч руб. Ссылка на статью 7.32.5 была внесена в КоАП России, а это значит, что за нарушение будут отвечать:

  • члены закупочных комиссий;
  • контрактные управляющие;
  • сотрудники контрактной службы.

Важно
Штрафные санкции также наложат при просрочке выплаты поставщику аванса.

Лицу, ответственному за оплату документов, лучше сразу после оформления приемки обеспечить подготовку документов и их отправку в бухгалтерию либо финансовый отдел. Возможно, время и дата передачи в бухгалтерию документов на оплату будет зафиксирована по правилам внутреннего документооборота.

Не надо затягивать процедуру – лучше выполнить эту работу в самом начале срока, который по Закону № 44 дается на проведение расчета.

Стоит напомнить, что с СОНО и СМП заказчикам необходимо расплатиться в 15-дневный срок (считаются рабочие дни) с момента приемки товара, работ или услуг, а с остальными поставщиками – в 30-дневный срок (считаются календарные дни).

В случае повторного нарушения сроков оплаты законом предусмотрена дисквалификация на один-два года.

В случае не оплаты организацией-заказчиком в оговоренный срок и привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности, такое постановление может быть обжаловано только в судебном порядке.

Если представитель заказчика сможет доказать отсутствие вины либо наличие обстоятельств непреодолимой силы, то суд может отменить постановление ФАС (таким доказательством может быть должностная инструкция, не наделяющая именно это должностное лицо заказчика полномочиями оплачивать товары (услуги, работы), и аргумент, что наказание последовало за действия, не входящие в непосредственные обязанности исполнителя).

Максимальный срок для привлечения к ответственности за подобное нарушение составляет один год с момента его совершения (КоАП РФ, статьи 4,5, часть 1).

Как Заказчик может оспорить либо снизить наложенные ФАС штрафные санкции

Даже самый законопослушный и добросовестный заказчик когда-либо был оштрафован. Как избежать штрафов? Все знают – не нарушать. Далее будет рассказано, когда и каким образом можно добиться снижения штрафа и какие основания имеются для оспаривания постановления ФАС в судебной инстанции.

За что могут оштрафовать

Чаще всего ФАС налагает штрафные санкции на заказчиков при отработке жалоб участников. К ответственности одновременно могут привлечь как организацию, так и сотрудников заказчика. Для юридического лица штрафы намного больше, нежели для должностных лиц, однако, как показывает практика, штрафуют как раз сотрудников.

Штрафы для юридических и должностных лиц, нарушивших правила контрактной системы, предусмотрены восемью статьями Кодекса России об административных правонарушениях.
Санкции налагаются в следующих случаях:

  • при выборе неправильного способа и условий закупки (КоАП России, ст. 7.29);
  • при нарушении правил, по которым закупки планируют (КоАП России, ст. 7.29.3);
  • при нарушении порядка, по которому проводятся закупки (КоАП России, ст. 7.30);
  • при нарушении правил, по которым ведутся реестр недобросовестных поставщиков и реестр контрактов (КоАП России, ст. 7.31);
  • при возврате участнику обеспечения заявки с опозданием (КоАП России, ст. 7.31.1);
  • при нарушении порядка заключения и изменения контракта (КоАП России, ст. 7.32);
  • при невыполнении предписания ФАС (КоАП России, ст. 19.5);
  • при непредставлении, несвоевременном предоставлении либо предоставлении контролерам недостоверной информации (КоАП России, ст. 19.7.2).

Кого штрафуют

Важно!
При невыполнении предписания ФАС повторно вводится запрет на работу контрактным управляющим сроком на один год.

В соответствии с КоАП, ФАС производит возбуждение дел отдельно на должностных и на юридических лиц. Решение выносится по каждому делу.

ФАС налагает штрафные санкции на ответственное за нарушение лицо либо на лицо, которое могло оказать влияние на ситуацию. При выявлении нарушения при приемке товара будут оштрафованы ответственные члены приемочной комиссии.

При принятии комиссией по закупкам неправомерного решения штраф налагается на членов этой комиссии. В соответствии с решениями комиссии штраф выписывается отдельно на каждого члена, подписавшегося в документах в составе комиссии.

По нарушениям, которые были допущены при размещении в ЕИС информации, штраф налагается на сотрудника контрактной службы либо контрактного управляющего.

При условии, что контрактный управляющий является одновременно председателем комиссии, он тоже понесет ответственность.

Если управляющий не был в составе комиссии, не участвовал в отклонении и допуске заявок, был в отпуске, возможно, он не будет привлечен к ответственности. Но в этом случае не должна использоваться личная ЭП управляющего.

На практике антимонопольная служба часто привлекает к ответственности подписанта конкурсной документации. По этой причине в организации необходимо предусмотреть лицо, официально замещающее контрактного управляющего в период его отсутствия и имеющее ЭП.

Не соответствует закону передача подписи одного сотрудника другому. Подписание контракта своей подписью без приказа и оформленной доверенности – это также превышение должностных полномочий, что влечет за собой уголовную ответственность (УК РФ, ст. 286).

Когда санкции не предусмотрены

По итогам проверочных действий ФАС вправе назначить административное наказание, а может и прекратить производство.

Второй вариант более предпочтительный, однако он возможен, только если его не переквалифицировали в более серьезное нарушение, а материалы не были переданы в прокуратуру либо другие органы.

Дело об административном правонарушении будет прекращено, если нарушение малозначительное (КоАП России, ст. 2.9). К примеру, когда будет установлено, что содеянное нарушителем не нанесло вред обществу. Также правонарушение может быть признано малозначительным.

ФАС вправе отказаться возбуждать дело либо прекратить уже начатое, если:

  • срок исковой давности (один год) истек;
  • было крайне необходимо так поступить (в этом случае КоАП РФ запрещает говорить о том, что было какое-либо нарушение);
  • выяснит, что заказчиком ничего не было нарушено (к примеру, если была отменена нарушенная норма).

В статье 24.5 КоАП России приведен исчерпывающий перечень оснований для прекращения начатого производства либо отказа в возбуждении дела.

Способы снижения штрафных санкций

Минимальный штраф, налагаемый на контрактного управляющего, составляет 3 тысячи руб. Юридические и должностные лица имеют право обратиться в суд либо ФАС с просьбой о снижении штрафа. Просьба может быть удовлетворена, если правонарушение имеет исключительные обстоятельства. Однако размер штрафных санкций снизят не более чем на 50 процентов, и лишь в случаях, когда первый штраф:

  • для должностных лиц составил не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц составил не менее 100 тысяч рублей.

Способы оспаривания штрафа в суде

Право оспаривания в суде административной ответственности, назначенной ФАС, предусмотрено. Помимо довода об истечения срока давности, малозначительности нарушения, а также отсутствия состава правонарушения, имеются еще шесть способов, которые могут помочь избежать наказания:

  1. Не имеется доказательств нарушения. Если контролерам не удаётся привести факты, доказывающие нарушение закона, суд вправе отменить постановление антимонопольной службы.
  2. Отсутствуют доказательства вины. Это случай, когда у антимонопольной службы доказать виновность лица нет возможности. Виновным признается юридическое лицо, когда оно имело возможность избежать нарушения норм и правил, однако не воспользовалось этой возможностью.
  3. Привлекается не то лицо. При привлечении к ответственности лица, не являющегося субъектом правонарушения, а также при предъявлении доказательств этого суд может встать на его сторону.
  4. Составление протокола с нарушениями. При неправильном составлении протокола сотрудниками ФАС документ не признается доказательством вины. Суд может не привлекать к ответственности подозреваемое лицо.
  5. Не сообщено, где и когда будет рассматриваться дело. Дело рассматривается комиссией ФАС лишь в присутствии подозреваемого лица, которое должно быть извещено о времени и месте вынесения постановления о привлечении к ответственности. Иначе постановление может быть отменено судом.
  6. За совершение одного нарушения лицо привлечено дважды. Суд не привлекает лицо к ответственности за нарушение, по которому оно уже наказано.

Теги: штрафы, государственный заказчик,

Количество просмотров: 7567

:

Источник: https://fksrf.pro/info/314.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.